Поездка в ЮАР сложилась довольно странным образом - длинным двухлетним захлестом с необычного конца. Началось с того, что два года назад на форуме
марафонцев обсуждались результаты марафона
Comrades. На мои недоуменные вопросы
знатоки рассказали, что это самый престижный в мире сверхмарафон, проходящий ежегодно в
ЮАР, на который собирается и спортивная беговая сверхмарафонская
элита, и масса любителей со всего
света. И я, соблазнившись экзотичностью места проведения и значимостью события и
дистанции, полушутя сказал, что неплохо бы попробовать... Так все и началось.
Мои беговые проекты реализовываются через один. Я пробежал
одиночную многодневку
по Криту - и не попал на марафон в Непал. Преодолел
Тверийский марафон в Израиле
- и отказался от горного марафона в Цермате. По этому правилу, бежать Комрадс
было суждено.
Поездка в ЮАР была прицельная - Комрадс! Конечно, меня влекло и
дыхание южных незнакомых созвездий, и самая южная точка Африки, где целуется
Атлантический и Индийский океан, и дикая природа буша, но главное - Комрадс. В
результате я увидел Южный Крест, побывал на мысе Кейп и съездил на сафари - но
за эти суб-проекты я ставлю себе от двух до трех балов с минусом. Но за Комрадс,
по гамбургскому счету, я вывожу уверенную пятерку в аттестат.
Итак, Комрадс. Название "марафон Комрадс" - только название:
потому что это никакой не
марафон. Классический марафон - 42 км 195 м. Пробег в ЮАР бывает на разное
расстояние, но большее, нежели марафон. Существенно большее. Под 100 км. И это
горы. Комрадс проводится "в один конец", из одного города в другой,
точнее, так: один год "вверх" - из города Дурбан на побережье Индийского океана
в горы, через год "вниз", в обратном направлении из города с замысловатым
названием Питермарицбург в Дурбан. Забег "вверх" покороче, обычно 85-86 км,
забег "вниз" подлиннее - 88-89. Я соблазнился бежать "вниз" - с одной стороны,
полегче (так я думал), с другой стороны, подлиннее, а значит, позначительнее.
Выпадал Comrades-2007. 17 июня 2007 года.
Два года я набирался соревновательного опыта, и за 7 с половиной месяцев до
старта начал прицельные тренировки. О да, это были реальные тренировки, а не
просто побегушки для поддержания духа и оздоровления тела. Был план, был график,
были 10-12-15 часов тренировок в неделю и вообще, все было по-взрослому. Полгода
я как правило приходил домой в двенадцатом часу ночи, ужинал и ложился спать,
вставал, уходил на работу, после нее шел на тренировку, возвращался в
двенадцатом часу ночи... Я сказал жене: "дорогая, я готовлюсь к самому главному
ультрамарафону планеты, потерпи полгода" - и она поддерживала меня все это
время.
Описание тренировок (техническая информация) >>>
Время подходило. В нужное
срок зарегистрировался на сайте забега, лукаво не мудрствуя оформил
туристический тур ЮАР - и... План был такой: город Дурбан, Комрадс, перелет в
Кейптаун, Кейп и окрестности, возвращение. Остальное - опционально. В Дурбан я
закинулся в течение 24 часов перелета. Детали - за скобками. Оставлю за скобками
и первые впечатления.
Я прекрасно понимаю, что впечатления о соревнованиях интересны далеко не
всем. Впечатлений много, они специфические. Я вынес их на отдельную страницу, но
выдержки вы можете прочитать здесь.
в 5:23 премьер-министр провинции КваЗулу-Наталь сказал в ночь
приветственные слова.
в 5:25
Мэр Питермарицбурга сказала приветственные
слова.
в 5:27 южноафриканцы спели южноафриканский гимн.
Мэр Питермарицбурга достала из кармана пистолет и, зажмурившись, в 5:29:45
подняла его над головой, направив ствол к южным звездам.
>>>
|
Комрадс похож на плаванье по океану. Спокойному, но очень большому,
такому большому, что существование вашего корабля для него лишь сон, по
которому вы плывете. Вве-ерх... вни-из... вве-ерх... вни-из... вве-ерх...
вни-из... девя-я-я-я-я-я.-я-ятый ва-ааа-ал... Плывем, качаясь на холмах.
>>>
|
...После пунктов питания бежишь пару сотен метров по шоссе,
покрытому пакетиками из-под напитков, как грустными
использованными презервативами. Предо мной 7.000 человек
использовали и оставили их здесь. Все мокрое. Подошвы липнут к
сладкому асфальту. Волонтеры сгребают презервативы
металлическими метелками. >>>
|
Что народ начал уставать, я увидел к подбегая точке
марафонского перегиба, перед отметкой 40 км: многие оказались в
классической 35-километровой яме, печально знакомой всякому
начинающему марафонцу. Кто-то освобождал желудок на обочине, а
на подъемах я вдруг обнаружил, что большинство переходят на шаг
>>>
|
...Вот шоссе перебралось на восточный склон плоскогорья,
влилось во широкополосный фривей, который начал заваливаться
вниз - совсем по-другому, размашисто, длинной полосой, с
наклонами на виражах, с отбойниками по краям. На восток открылся
вид, где-то в сизом мареве у горизонта справа высились голубые
небоскребы - это что, еще так далеко бежать? По краешку фривея
тянулась вниз растянувшаяся цепочка марафонцев, муравьиной
дорожкой несшая к далекому финишу свои надежды. >>>
|
Вот оно! Вот оно пришло. Вот ноги изжигаются болью, вот сил
нет их поднимать. Как по нотам: после 70-го километра - сверхмарафонская яма
... Но жить нужно было еще 20 км, а было очень плохо и
тяжело и с каждым километром становилось и хуже, и тяжелее.
Такие-то пять километров вычерпали силы до дна.>>>
|
Обшарпанные
бетонные дома. Глухие серые стены. Туннели, параллельные дороги на
разных уровнях с шумом машин. Решетки на окнах каких-то лабазов. Долгая
железнодорожная платформа с пристанционными безрадостными зданиями и шебуршанием городских бедняков,
какой-то унылый рынок, под низкой эстакадой - жалкие столики с
пирамидками фруктов и черные грустецы, разглядывающие бегунов.>>>
|
"Are you OK?" - "Yeah-yeah, I'm OK!"
Оставьте меня в покое и дайте лежать моему телу на зеленой траве.
Если случайно умру – пусть надо мной светит по ночам Южный Крест. Прямо
здесь, на крикетном стадионе.>>>
|
Впечатления полностью >>>
После Комрадс были еще некоторые мероприятия.
Я заказал и съездил в индивидуальное "сафари" на машине за полторы сотни
километров от Дурбана. Ставлю "сафари" в кавычки, потому что мероприятие убогое
и ни какого отношения к сафари не имеет: это поездка на автомобиле (из которого
нельзя выходить) по кольцевому шоссе на территории заповедника с остановками
пофотографировать из окна силуэты животных где-то на пределе видимости. Конечно,
можно сконструировать настоящее путешествие по африканской дикой природе,
но это отдельная и специальная задача, выполняемая самостоятельно, а не с
помощью турфирмы и, очевидно, стоящее другие деньги.
Затем я перекинулся на самолете в Кейптаун, где меня встретил и опекал
сотрудник местной обсерватории Алексей Князев, без чьей помощи я бы был лишен
многих впечатлений. Город Кейптаун и вообще Капский полуостров понравились
гораздо больше - а почему? потому что здесь типичное и любимое мною
средиземноморье: и по климату, и по ландшафту, да и сам город европейский. Между
прочим, здесь проводится еще один известный сверхмарафон - Два Океана. Но на
него я не поеду.
Мы съездили к Мысу Доброй Надежды, а по Столовой горе я сделал одиночный
трекинг. Не буду, однако, расписывать это подробно.
Трекинг по Столовой горе (карта)
>>>
Капский полуостров (карта) >>>
Фотографии
>>>
Разоблачение заблуждений
- Про "сафари" я уже рассказывал выше. Профанация, а не сафари.
- Столовая гора выглядит "столовой" только с одного ракурса - со стороны
Столовой бухты. Дальше на юг она представляет собой вполне традиционный
хребет с соответствующим рельефом.
- Мыс Доброй Надежды - НЕ самая южная точка Африки, самая южная точка
Африки - мыс Игольный километрах в двухстах восточнее Кейптауна. Я там не
был. Именно там соединяются Атлантический и Индийский океаны. Более того,
даже на Капском полуострове самая южная точка - мыс Кейп.
- А вот солнце и луна ходят по небу действительно в другом направлении!
|